ПРАВИЛА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

1. Настоящие Правила, разработанные во исполнение статьи 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», определяют порядок установления (пересмотра, отмены) предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных Основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее – Основы ценообразования).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, употребляются в тех же значениях, которые определены Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и Основами ценообразования.

3. Предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – тарифы) устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органом местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющим регулирование тарифов (далее – орган регулирования), до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования.

4. Тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее года. Действие настоящего пункта не распространяется на:

а) решения органов регулирования в связи с вступившим в законную силу решением суда, предусматривающим необходимость пересмотра утвержденных тарифов;

б) на решения органов регулирования о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации;

в) решения органов регулирования о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствии с решением (предписанием) федерального органа регулирования тарифов об отмене (пересмотре) утвержденных тарифов;

г) на решения органов регулирования об установлении тарифов для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – регулируемая организация), в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;

д) на решения органов регулирования об установлении тарифов на осуществляемые отдельными регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;

е) на решения органов регулирования об установлении тарифов для регулируемых организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели объекты, используемые для обработки и (или) обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, на основании концессионного соглашения или договора аренды;

ж) на решения органов регулирования в случае присвоения регулируемой организации статуса регионального оператора;

з) на решения органов регулирования по оформлению в соответствии с требованиями налогового законодательства действующих решений по установлению тарифов, в случае изменения в течение периода регулирования режима налогообложения регулируемой организации.

5. В случае принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации орган регулирования при установлении (корректировке) тарифов учитывает внесенные в инвестиционную программу изменения начиная со следующего периода регулирования.

6. Регулируемая организация до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов.

7. В случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования вправе установить в отношении указанных регулируемых организаций тарифы по собственной инициативе на основании имеющихся у органа регулирования сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), и (или) на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

8. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее – заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов. В заявлении об установлении предельных тарифов указывается следующая информация:

а) сведения о регулируемой организации, направившей заявление об установлении тарифов (далее – заявитель): фирменное наименование заявителя - юридического лица (согласно уставу регулируемой организации), фамилия, имя и отчество руководителя регулируемой организации; основной государственный регистрационный номер регулируемой организации, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации юридического лица (согласно свидетельству о государственной регистрации в качестве юридического лица); почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления регулируемой организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и адрес электронной почты; индивидуальный номер налогоплательщика и код причины постановки на налоговый учет;

б) основания, по которым заявитель обратился в орган регулирования для установления тарифов;

в) метод регулирования тарифов, который регулируемая организация считает необходимым применить при регулировании тарифов на ее товары (работы, услуги).

9. К заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы:

а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности;

б) копии решений об утверждении учетной политики с приложениями (включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета);

в) копия документа о назначении (выборе) лица, имеющего право действовать от имени регулируемой организации без доверенности;

г) копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату;

д) копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности;

е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями;

ж) расчет размера тарифов;

з) расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом «Об отходах производства и потребления»;

и) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы либо проект инвестиционной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию инвестиционной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности (при наличии);

к) расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования (при наличии);

л) копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок);

м) копии договоров о реализации услуг, являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности или реестр таких договоров. В указанном реестре должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору;

н) материалы, обосновывающие возникновение экономии средств, достигнутой регулируемой организацией в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования и подтверждающие исполнение обязательств, предусмотренных в инвестиционной и (или) производственной программах (при их наличии).

10. При осуществлении органами регулирования корректировки тарифов документы и материалы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, регулируемой организацией в орган регулирования не направляются. В этом случае материалы при необходимости запрашиваются органом регулирования. Органы регулирования определяют срок представления материалов, который не может быть менее 5 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию.

11. При установлении цен (тарифов) для регулируемой организации, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния, преобразования или присоединения, могут быть использованы документы и материалы, представленные в соответствии с подпунктами «а», «г», «л», «м» 9 настоящих Правил в отношении реорганизованной организации (реорганизованных организаций). Регулируемой организацией, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния или преобразования, также представляется бухгалтерская отчетность такой организации на дату ее государственной регистрации.

12. Заявление об установлении тарифов подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепляется печатью регулируемой организации и содержит опись прилагаемых к нему документов и материалов. Для установления тарифов перечень документов и материалов, указанных в 9 настоящих Правил, является исчерпывающим. По инициативе регулируемой организации помимо указанных в 9 настоящих Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для установления тарифов, в том числе экспертное заключение независимых экспертов.

В случае представления регулируемой организацией в установленные сроки в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, отказ в принятии органом регулирования представленных документов не допускается. В случае если не предоставления регулируемой организацией в установленные сроки в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, орган регулирования имеет право возвратить регулируемой организации документы и материалы на доработку с письменным указанием оснований, по которым они возвращаются. Возврат органом регулирования заявления и приложенных к нему документов и материалов не является препятствием для повторного обращения с заявлением об установлении тарифов после устранения регулируемой организацией причин, послуживших основанием для его возврата.

13. Предложение об установлении тарифов представляется в орган регулирования лично руководителем регулируемой организации или иным уполномоченным лицом, либо направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, либо представляется в электронной форме. В случае представления предложения об установлении тарифов в виде электронного документа оно подписывается руководителем регулируемой организации или уполномоченным им лицом тем видом электронной подписи, который предусмотрен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.

14. Уведомление о необходимости представления указанных в пункте 9 настоящих Правил материалов в полном объеме (в случае их отсутствия полностью или частично) направляется органом регулирования заказным почтовым отправлением в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов. В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию.

15. Представители регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются тарифы, уполномоченные руководителем такой организации, вправе на основании письменного ходатайства знакомиться со всеми материалами дела об установлении тарифов и снимать копии с документов в течение всего периода со дня его открытия до момента установления тарифов, а также в течение года с даты принятия решения об установлении тарифов.

16. Для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. Для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 6, 8 и 9 настоящих Правил, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования.

17. Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования и с учетом предложения регулируемой организации.

18. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования. Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.

19. Экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

20. Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы. Решение об установлении тарифов на очередной период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а также решение об установлении тарифов на осуществляемые регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении тарифов, сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 6 -13 настоящих Правил. По решению органа регулирования данный срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней. Срок действия тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, может составлять менее года.

21. Решение органа регулирования включает:

а) величину тарифов с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов - в случае, если установление тарифов осуществляется с календарной разбивкой и дифференциацией;

б) дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов;

в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.

22. В протоколе заседания правления (коллегии) органа регулирования (далее - протокол) указываются также основные показатели расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе:

а) величина необходимой валовой выручки регулируемой организации, принятая при расчете установленных тарифов, и основные статьи (группы) расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с классификацией расходов, определенной Основами ценообразования;

б) объем оказываемых услуг, на основании которых были рассчитаны установленные тарифы;

в) индекс потребительских цен, индексы роста цен на каждый энергетический ресурс и воду, потребляемые регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности в очередном периоде регулирования;

г) долгосрочные параметры регулирования - в случаях, когда установление тарифов осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации;

е) стоимость, сроки начала строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации, источники финансирования инвестиционной программы;

ж) виды и величина расходов, не учтенных (исключенных) при установлении тарифов, с указанием оснований принятия такого решения;

з) перечень и величина параметров, учтенных при корректировке необходимой валовой выручки регулируемых организаций - в случаях, когда установление тарифов осуществляется с применением метода индексации.

23. Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.

24. Орган регулирования в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов направляет заверенную копию указанного решения с приложением протокола (выписки из протокола) в адрес каждой регулируемой организации, для которой этим решением установлены тарифы. Направление указанных документов осуществляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в электронном виде (с получением подтверждения информации адресатом).

25. Орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

26. Решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.

27. При изменении тарифов в течение срока их действия по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, орган регулирования запрашивает у регулируемых организаций документы и материалы. Срок представления запрашиваемых документов и материалов указывается органом регулирования в запросе и не может быть менее 5 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О правилах регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О правилах регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – проект постановления) разработан на основании статьи 5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»). Проект постановления утверждает Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, регламентирующие порядок установления (пересмотра, отмены) предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных Основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В соответствии с положениями проекта постановления Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», признаются утратившими силу.

Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Реализация проекта постановления не влечет необходимости создания и (или) реорганизации действующих органов государственной власти, увеличения расходов (уменьшения доходов) бюджетов различного уровня, не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.